Об Ad blocking


Ad blocking (или по названию плагина Adblock) – блокировка интернет-рекламы на стороне пользователя.

Рекомендации IAB по борьбе с блокировкой рекламы
Способы борьбы с блокировкой рекламы (анти-adblock)
Советы вебмастеру по проблеме ad blocking'а
Как отключить Adblock на любимом сайте
Интернет-СМИ в новых условиях: проблемы ad blocking'а

Масштаб адблокинга
Internet users using ad blocking Последние годы стремительно растет число интернет-пользователей, у которых на компьютерах и мобильных устройствах заблокирован показ рекламы. Еще 10 лет назад доля пользователей, установивших блокаторы рекламы, составляла считанные проценты. Но уже по состоянию на середину 2015 года в таких странах как Польша и Греция доля пользователей, блокирующих рекламу, достигла 35%. В США – 15-16%; за предшествующий год число таких пользователей увеличилось на 46% (см. доклад "The cost of ad blocking").

В 2015 году в мире насчитывалось 3 млрд интернет-пользователей, из которых 200 млн блокировали рекламу. По этим расчетам в глобальном масштабе порядка 7% пользователей не видят интернет-рекламу. Но судя по приведенному выше и другим исследованиям, полученный грубым расчетом процент сильно занижен. Например, по данным GlobalWebIndex на 4-й кв. 2015 года рекламу блокируют 38% пользователей.

Adblock users per month По нашим собственным замерам в России блокируют 15-25% рекламного трафика. На мобильных платформах этот процент ниже (8%), на ПК – выше (25%). Для конкретного сайта этот показатель зависит от тематики, которая определяет портрет аудитории, и, следовательно, склонности к блокировке. Так, мужчины блокируют рекламу чаще женщин. Самый высокий процент блокировок – на игровых сайтах и технических ресурсах, где велика доля опытных интернет-пользователей. Чтобы узнать долю блокировки на вашем сайте, воспользуетесь бесплатной статистикой AdRegain.
Почему пользователи блокируют рекламу
Согласно опросам, основных мотивов блокировки рекламы два:
  • Блокировка рекламы защищает меня от вирусов и нарушения приватности (имеется в ввиду трекинг персональной информации рекламными скриптами).
  • Рекламы стало слишком много, мешает работать.
Кроме того, пользователи справедливо отмечают, что блокировка рекламы в мобильных устройствах уменьшает трафик, соответственно, экономит деньги. Также пользователи считают, что блокируя рекламу, увеличивают скорость работы компьютера (хотя плагины как раз замедляют работу браузера).

Законна ли блокировка рекламы
В общественном сознании блокировка рекламы не является противоправным действием. Пользователь, качающий пиратский фильм с торрента, понимает, что это незаконно. Но читателя, блокирующего рекламу, нисколько не смущает, что он фактически обворовывает СМИ, бесплатно потребляя монетизируемый через рекламу продукт. Блокировка рекламы – законно ли это?

В 2015 году немецкий медиахолдинг Axel Springer пытался через суд запретить создателям Adblock Plus использовать любые инструменты блокировки рекламы. Их особенно возмутило, что незадолго до этого Adblock Plus издал манифест о приемлемой рекламе (рекламе, не сильно раздражающей пользователя) и ввел белый список сайтов, на которых приемлемая реклама не блокируется. При этом с крупных сайтов за включение в белый список требуют деньги. Получается, создатели самого популярного в мире плагина для блокировки рекламы превратились в банальных вымогателей. Однако суд вынес решение не в пользу издателя – признал блокирование рекламы законным. «Словно Супермен или Бэтмен, мы защищаем права пользователей, и это чрезвычайно тяжелая работа, но она того стоит», — заявил Тилль Файда, сооснователь Adblock Plus. Данное судебное решение создало международный прецедент в вопросе блокировки рекламы.

Если посмотреть российское законодательство, наиболее подходящая статья Уголовного кодекса – ст. 273 "Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ":
1. Создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации…
Блокираторы рекламы по своей сути не сильно отличаются от утилит для взлома программного обеспечения или эмуляции ключа (в том числе с той же целью – убрать из ПО назойливую рекламу). Если вы захотите использовать этот аргумент, то имеет смысл наряду с копирайтом разместить на сайте манифест, что правообладатель поставляет информацию в том виде, как она транслируется с его интернет-сервера, с запретом на полную или частичную модификацию или блокировку, в том числе рекламных модулей, с помощью специализированных программных средств.

Однако перспективы правового решения вопроса близки к нулю. Крупнейшие производители антивирусов считают допустимым включить в свои продукты средства блокировки рекламы (например, модуль "Анти-Баннер" в продуктах Касперского). Попытка решить вопрос в судебном порядке будет связана с большими репутационными издержками истца, в глазах общественности он посягнёт на свободу выбора информации.

Способы борьбы с блокировкой рекламы
Обзор основных способов борьбы с adblock'ом изложены в статье "Способы борьбы с блокировкой рекламы (анти-adblock)".

Подробно подходы к борьбе с блокировкой рекламы описаны в рекомендациях IAB (Бюро интерактивной рекламы; некоммерческая организация, разрабатывающая стандарты в области интернет-рекламы).
Загрузка